телефон (495) 231-3586 факс (495) 306-7687

Классическая акустика - назад в прошлое!

ГлавнаяСтатьиОбзоры и статьиКлассическая акустика - назад в прошлое!
Классическая акустика - назад в прошлое!

Сегодня все чаще в Интернете появляются объявления о покупке старых акустических систем, причем за очень хорошие деньги. Крупные фирмы тоже не стоят в стороне от новой тенденции и наперебой предлагают новые модели акустики, сделанные по образцу лучших колонок прошлых лет.

Акустика – одна из самых древних инженерных наук о звуке. О том, как сделать в помещении систему резонаторов, чтобы усиливать звук, люди знали еще несколько тысяч лет тому назад. Войдите в любой старинный храм и обратите внимание, как усиливаются произносимые в его стенах слова. Здания многих известных театров и концертных залов были построены в те годы, когда никаких электронных усилителей еще не было. Тем не менее, звуки, произносимые со сцены, хорошо слышны в любом углу зрительного зала. Достигалось это тоже благодаря грамотному проектированию зданий и использованию резонаторов. И, обратите внимание, что до сих пор все эти резонаторы так и не заменили на электронные устройства. Потому что звук тогда станет другим, менее естественным.

Классическая акустика

Сегодня вполне нормальной считается ситуация, когда компьютерные колонки с мощностью 10 Вт пригодны разве что для озвучивания пространства в непосредственной близости от компьютера.

Для «прокачки» большинства современных колонок высокого класса, чтобы они звучали более-менее качественно, нужен усилитель с выходной мощностью порядка 100 Вт. Однако так было не всегда.

Всего четверть века тому назад радиоприемник с выходной мощностью 0,1 Вт громко звучал на всю комнату. Электрофон (напомним, что так называлось популярное когда-то устройство, объединявшее в одном корпусе «вертушку», усилитель, а иногда и акустические системы) с выходной мощностью 1,5 Вт был способен озвучить всю квартиру, а выходная мощность уровня 10 Вт считалась неприлично большой. Еще 20-30 лет назад счастливый обладатель такой мощной аппаратуры мог ставить колонки около окна и устраивать танцы во дворе. Что же произошло с определением столь объективного показателя, как мощность?

Во-первых, в рекламных проспектах указывают просто слово «мощность», обычно не разъясняя, о какой мощности идет речь – номинальной или максимальной.

Номинальная мощность – это мощность, при которой коэффициент нелинейных искажений не превышает величины, когда искажения уже, что называется, «режут слух». Обычно за такой порог принимают коэффициент нелинейных искажений 10%.

Максимальная мощность – это значение мощности, при долговременном превышении которого устройство может выйти из строя. О качестве звука, даже о разборчивости, здесь уже речи не идет.

С конца 80-х годов производители из маркетинговых соображений стали указывать не номинальную, а максимальную мощность. Прямой зависимости между этими двумя параметрами нет, тем не менее, для большинства акустических систем максимальная мощность примерно в 2 раза больше номинальной.

В 90-е годы малоизвестные производители из Юго-Восточной Азии стали указывать пиковое значение мощности, которое может быть достигнуто только в очень короткий промежуток времени. При этом получались вообще фантастические показатели – счет шел на киловатты. К счастью, серьезные бренды этот почин не подхватили.

Во-вторых, для пассивных акустических систем указывают подводимую к устройству мощность, для активной акустики, готовых комплектов и функционально законченных устройств – выходную мощность усилителя. Однако, громкость определяется не только мощностью, которую вы подвели к колонке, но и ее чувствительностью. Чем выше чувствительность, тем большее звуковое давление, то есть тем большую громкость вы получите от акустической системы. Так вот, современные акустические системы, как правило, обладают меньшей чувствительностью, чем их предшественники, выпущенные много лет тому назад.

Прошлое и настоящее.

К 80-м годам сложилось два основных варианта конструкции акустической системы. В обоих вариантах корпус имел прямоугольную форму и был выполнен из ДСП (по мнению ряда специалистов, с точки зрения акустики этот материал лучше, чем новомодный МДФ).

Один из вариантов предусматривал наличие акустического лабиринта и фазоинвертора.

В другом варианте фазоинвертора не было, а звуковые волны, создаваемые тыльными сторонами диффузоров динамиков, поглощались специальным материалом, которым изнутри был выложен корпус колонки. Можно сказать, что эти варианты являются классическими.

В 90-е годы разработчикам стали доступны значительно более сильные магниты, чем раньше. Появилась возможность закладывать в конструкцию динамиков запас по мощности. Проще говоря, если у акустической системы недостаточно высокая чувствительность в области низких частот, то можно просто поднять их уровень на стадии усиления. Раньше такой фокус просто бы не прошел – возникли бы ограничения, воспринимаемые на слух, как щелчки. Новая элементная база позволила значительно поднять выходную мощность усилителей. И о высокой чувствительности, казалось бы, вообще можно было не заботиться.

Оригинал статьи...



Яндекс.Метрика