телефон (495) 231-3586 факс (495) 306-7687

Full HD 3D телевизор – как это работает.

ГлавнаяСтатьиОбзоры и статьиFull HD 3D телевизор – как это работает.
Full HD 3D телевизор – как это работает.

Конец прошлого года и начало нынешнего 2010-го, ознаменовался заметными премьерами трехмерных Full HD телевизионных панелей и средств воспроизведения 3D медиаконтента.

В последнее время многие мировые производители электроники уже начали, а многие уже вот-вот начнут серийный выпуск Full HD 3D телевизоров. Попробуем разобраться как все это работает и чем отличается от объемного изображения, которое уже давно реализовано в некоторых моделях проекторов.

3D телевизор

В объемном кино серьезным прорывом стало использование технологии IMAX 3D, которая выросла из «обычной» технологии IMAX, разработанной канадской компанией еще в конце 60-х годов прошлого столетия. В IMAX 3D используются два мощных пленочных проектора, которые проецируют на большой экран изображение для правого и левого глаза. Для реализации разделения картинки между глазами один проектор создает горизонтальную поляризацию света, а другой вертикальную. Надев специальные очки, у которых левое и правое «стекло» пропускают только свой строго поляризованный свет, мы воспринимаем глазами один и тот же объект, но под разными углами, как в жизни, и видим объемное изображение.

Одним из достоинств технологии IMAX 3D является возможность организации яркого изображения на очень большом экране. Недостатком является применение линейной поляризации – если мы наклоним голову в сторону или будем смотреть на картинку лежа (что для дома актуально) изображение начнет двоиться, терять яркость и объемный эффект может исчезнуть.

Совершенно иной трехмерной кинотехнологией является появившаяся совсем недавно технология RealD. Здесь применяется один цифровой проектор, который попеременно, с высокой частотой, проецирует кадры для левого и правого глаза. Причем поляризация кадров применяется уже не линейная, а круговая – по часовой стрелке и против. Соответственно разработаны и другие очки, у которых левое и правое «стекло» понимают разную круговую поляризацию. При таком способе наклон головы, даже довольно сильный, не влияет на качество изображения и не разрушает 3D эффект.

Технология RealD более натурально и достоверно передает трехмерное изображение, так как структура светового потока лучше приближена к естественному свету. Однако в силу использования одного цифрового проектора и более сложного поляризатора, яркость изображения уступает IMAX, а поэтому RealD может применяться только в небольших залах.

Если говорить о домашних проекторах, то подобные кинотехнологии теоретически можно реализовать. Однако, как и в случае кинотеатров, оба метода предполагают использование очень дорогих посеребренных экранных тканей. Оправдано ли это? Да и применение сдвоенных проекторов или сложных поляризующих устройств также не слишком рационально.

Эксперименты показали, что малой кровью не обойтись, Full HD 3D видео нельзя смотреть на обычном Full HD телевизоре. Даже если он поддерживает режим 100 Гц – это только удвоение одного и того же кадра для более плавной картинки. Дальнейшие исследования выявили, что минимально комфортной частота воспроизведения стереопар должна быть 60 раз в секунду для каждого кадра. Только при такой частоте не возникает раздражающий стробоскопический эффект. Таким образом, телевизор (или проектор) должен обеспечивать воспроизведение 120 разных кадров в секунду, причем каждый из них должен иметь полновесное разрешение 1920х1080 точек. А если говорить далее, то компания SONY выпустила 3D HD видеокамеру, снимающую со скоростью 240 кадров в секунду, т.е. на удвоенной частоте.

Вот отсюда вытекает первая серьезная проблема - для обеспечения частоты изображения в 120 Гц (напомню – разных кадров), нужны весьма впечатляющие характеристики отклика одного пиксела матрицы. Причем между временами работы одного пиксела должен быть четкий промежуток, так как в следующий момент времени этот пиксел будет воспроизводить часть изображения совсем другого кадра из стереопары. И если для обычного 2D изображения это не очень критично, то в объемном режиме это очень важно, т.к в противном случае кадры будут перекрываться и четкие границы объектов начнут размываться. Особенно на дальних планах.

В случае ЖК-панелей, время отклика пиксела не должно превышать 3мс, а такой параметр имеют далеко не все ЖК-панели. Поэтому, судя по субъективным ощущениям на выставках, люди отмечали, что Full HD 3D видео лучше отображается именно на плазменных панелях. На жидкокристаллических телевизорах иногда в динамичных сценах наблюдались срывы и стробоэффект. Очевидно, что над параметрами отклика матриц производители будут усиленно работать. На 3D DLP проекторах посетители отмечали эффект радуги, который обусловлен вращающимся колесом цветовых фильтров. Технология также еще не совершенна.

Следующей проблемой является возможность передачи цифрового потока о 120 HD кадрах в секунду от устройства воспроизведения к телевизору. Уже привычный интерфейс HDMI версии 1.3 не может с этим справляться. Поэтому в Full HD 3D телевизорах необходимо использование HDMI 1.4 или сдвоенного DVI. Кроме того Blu-ray плеер также должен иметь двухканальную систему считывания информации с диска и быть снабженным соответствующими интерфейсами. Конечно нужны и новые кабели, поддерживающие спецификацию HDMI 1.4.

Устройство, позволяющее видеть кадры 3D изображения поочередно. Это специальные очки. Но они уже не пассивные с поляризационными светофильтрами, а активные. Собственно они также используют эффект поляризации, но для другого. Суть в том, что встроенный микрочип обеспечивает затемнение «стекол»-фильтров поочередно, в соответствии с нужным кадром на экране. Принцип затемнения схож с принципом затемнения пиксела в жидкокристаллической панели. Напрашивается вопрос – а как они понимают когда, в какой момент времени нужно затемнять правое или левое «стекло» очков. Для этого реализована беспроводная система синхронизации с телевизором. Так на стенде 3D кинотеатра Panasonic во время выставки CEATEC рядом c аудиоблоком под 3D Blu-ray плеером можно было заметить инфракрасные излучатели устройства синхронизации с активными очками.

По материалам hifinews.ru



Яндекс.Метрика