телефон (495) 231-3586 факс (495) 306-7687

Форматы цифрового звука.

ГлавнаяСтатьиОбзоры и статьиФорматы цифрового звука.
Форматы цифрового звука.

Особенностью человеческого слуха является то, что он позволяет различать пространственное расположение источника звука. Даже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, откуда исходит звук.

Cтереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры для записи и воспроизведения звука. До недавнего времени, телевизор оставался досадным исключением. Разработанные в 50-60-е годы телевизионные стандарты не предполагали наличия стереозвука. Лишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение.

Форматы цифрового звука.

С начала 80-х годов в Японии и Германии начинают вести регулярное телевещание со стереозвуком. В германской системе для передачи сигнала второго канала используется дополнительный радиопередатчик, работающий на отличной от первого частоте. В системе, принятой в Японии, через один передатчик транслируется комплексный, содержащий информацию обеих каналов, сигнал. В обеих системах звук передается в аналоговой форме. В настоящее время, наиболее распространенной является немецкая система стереовещания, получившая название А2 (также German stereo - «немецкое стерео» или Zvei stereo).

Наряду с «настоящим» стерео, существуют системы «псевдостерео», преобразующие одноканальный монозвук в два канала со звучанием, имитирующим пространственный стереозвук.

В последнее время появились телевизоры, оснащенные, так называемым, «стерео по AV-входу» или «стерео по НЧ» (низкой частоте). Их схемы не содержат стереодекодера, но имеют два раздельных звуковых канала, позволяющие воспроизводить стереозвук с внешних источников, например Hi-Fi видеомагнитофона или видеопроигрывателя.

DOLBY - новые форматы цифрового звука в кино.

Лаборатория Dolby и Компания Lucasfilm THX разработали новую цифровую технологию записи и воспроизведения каналов окружающего звука зала (Surround sound) - Surround EX. Появление этого формата было вызвано многочисленными запросами кинопроизводства, стремящегося выйти за рамки ограничений технологии Dolby Digital. Начало было положено запросом студии "Скайуокер Саунд" (Skywalker Lucas Digital Ltd.) при подготовке фонограммы фильма "Звездные Войны: Эпизод 1. Скрытая Угроза".

Технология Surround-EX родилась во время производства фильма "Звездные Войны: Эпизод 1. Скрытая Угроза".

В студиях звукозаписи и тон-ателье, редакторы критически оценили конфигурацию формата Dolby Digital 5.1, технология которой фактически не изменялась с 1992 года. Два канала окружающего звука зала не могли передать все эффекты, задуманные в фильме, и зрители на боковых местах оказывались в невыгодном положении. Для того, чтобы реализовать творческую фантазию авторов, нужны были эффекты пролета звука над головами зрителей от экрана к задней стене кинозала и наоборот. Акустические эксперименты показали, что при выделении заднего центрального канала, эффект значительно усиливается, а качество звука выравнивается по всей площади кинозала.

Технология звука Surround-EX.

Дополнительно к цифровому формату звука Dolby Digital, Surround-EX добавляет третий канал окружающего звука зала, концепция которого была предложена студиями Lucasfilm и Skywalker. Совместная разработка дает режиссерам и звукооператорам новый уровень творческой свободы. Формат Dolby Digital - Surround EX полностью совместим со всеми цифровыми форматами серии 5.1 (воспроизведение шести каналов звука) и процессорами Doby, установленными в кинотеатрах. При установке адаптера дополнительного канала (Dolby SA-10 Surround Adapter) становится возможным воспроизвести дополнительный канал окружающего звука на действующих кинопроцессорах без замены всего комплекса оборудования. Для этого используется кинокопия, записанная в формате Dolby Digital - Surround EX.

Формат звука Dolby Stereo.

В середине семидесятых годов, фирма Dolby Laboratories (США), известная своими изобретениями в области звука, разработала систему записи звука на кинопленку, получившую название Dolby Stereo. Эта система позволяет закодировать необходимые четыре канала в двух звуковых оптических дорожках, расположенных на кинопленке. В кинотеатре двухдорожечный сигнал считывается с пленки, и с помощью декодера, преобразовывается обратно в четыре канала. Без декодера звук воспроизводится как при обычном стерео. В настоящее время, по этой технологии озвучивается большинство художественных кинофильмов. Аппаратурой Dolby Stereo оборудовано более 17500 кинотеатров мира.

Формат звука Dolby Surround.

Возникла идея применить разработки многоканальных звуковых систем для кинотеатров и для просмотра видеопрограмм дома, с телевизора. Фирмой Dolby Laboratories в начале 80-х годов была представлена система Dolby Surround Sound (DSS) для домашнего видео, которая при помощи декодера Dolby Surround позволяет из закодированного двухканального сигнала выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой. При отсутствии декодера, воспроизводится обычный двухканальный стереозвук. Следующим шагом в развитии многоканального звука для систем «домашнего кинотеатра» стало появление более совершенного декодера Dolby Surround Pro-Logic (DPL), выделяющего уже четыре канала: левый, центральный, правый и тыловой. Декодеры DSS и DPL продаются как по отдельности, так и встроенными в усилители, телевизоры, спутниковые ресиверы.

Формат звука TNX.

Одной из причин создания стандарта ТNХ явилось резко отрицательное отношение продюсера и режиссера, создателя знаменитых «Звездных войн», Джорджа Лукаса к воспроизведению звука его фильмов в кинотеатрах, оборудованных системами многоканального звука фирмы Dolby. В результате продолжительных исследований, сотрудниками Lucasfilm Ltd был создан новый стандарт звуковоспроизведения. Работы проводились под руководством главного инженера фирмы Тома Холмана, поэтому новый стандарт получил название Tom Holman's eXperiment (эксперимент Тома Холмана) или, сокращенно, ТНХ.

Этот формат определил новую концепцию пространственного звучания, наиболее естественную и максимально приспособленную к условиям домашнего видеопросмотра. Используя результаты декодирования процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, ТNХ дополнительно разделяет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических - левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера - громкоговорителя специально предназначенного для воспроизведения мощных низкочастотных звуков). Одновременно достигается улучшение воспроизведения низких частот (20-80 Гц), коррекция звука фронтальных каналов, адаптирующая звуковое сопровождение к условиям прослушивания с близкого расстояния (в обычной комнате). Также используется корректирующая схема для сохранения спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорителям. Дальнейшим развитием THX явилось появление более совершенного стандарта - ТNХ Ultra. Следует отметить, что существуют и другие, более простые чем ТНХ, системы развивающие идею Dolby Pro-Logic. Например, такая как 5CH Cinema обрабатывает только тыловые каналы, преобразуя их в псевдостерео.

Оригинал на www.n-audio.com/articles/



Яндекс.Метрика