телефон (495) 231-3586 факс (495) 306-7687

Акустика помещений или как установить колонки правильно.

ГлавнаяСтатьиОбзоры и статьиАкустика помещений или как установить колонки правильно.
Акустика помещений или как установить колонки правильно.

Определение правильного места для ваших АС - единственный наиболее важный фактор в получении хорошего и качественного звука в вашей комнате.

Вы можете приобрести самую дорогую в мире акустическую систему (АС), но, если вы расположите ее в небольшой кубической комнате, расположите не совсем правильно - стоимость уже не будет влиять на качество звучания.

Акустика помещений

Комната где только голые стены будет иметь сильное эхо, которое ухудшает ясность звуковой картинки. Картины на стенах, книжные полки, драпировка, напольные покрытия обеспечат звуковое поглощение и рассеют вредные отражения. Неприкрытые окна, голые полы и стены не желательны.

АС должны располагаться в акустически «мертвой зоне», занимающей примерно 1/3 пространства комнаты.

Еще один выжный факт - чем ближе поглощающая поверхность (ковер, палас и пр.) к АС, тем лучше. Различные типы ковров и сама подкладка (основа) ковра больше всего влияют на верхнюю середину и высокие частоты. Ковры и шторы уменьшают реверберации в комнате и, как следствие, передачу звуковой энергии стенам. Ковровые покрытия почти не влияют на низкие частоты, но средние частоты могут переглушить.

Как расположить АС в комнате правильным образом?

Во многих случаях важнее обратить внимание на акустику комнаты, чем потратить в 2 раза больше денег на новые акустические системы.

Окружающая среда сзади и по бокам АС должна быть симметрична. Это значит то, что, если АС расставлены не совсем симметрично, ранние отражения от задней стены у первой АС будут отличаться от отражений второй АС и критические части стереосигнала будут повреждены. Обязательно, чтобы расстояние от вас до обеих АС было максимально идентичным (одинаковым). В хороших системах отклонение в несколько см будет отчетливо слышно.

Направленный звук от АС, прежде всего, ответствен за образность звуковой картинки, хотя отраженный звук больше всего влияет на изменение тонального баланса АС - в смысле плотности звука или его истощения и т.д.

Зона прослушивания.

Слушатель должен сидеть точно посередине между АС, расстояние до слушателя чуть больше, чем расстояние между АС.

Помните одну вещь - близость головы к тыловой стене имеет два положительных эффекта. Во-первых, вблизи у стен самое высокое звуковое давление, а скорость звуковых волн самая минимальная. Расположение в зоне максимального давления дает лучшее восприятие глубокого баса. Во-вторых, отраженные звуковые волны короче, чем окружность головы, так что мозг не может измерить задержку времени между ушами. Когда мозг не может определить отражения - он игнорирует их. Чем дальше вы сидите, тем больше свободное пространство комнаты воздействует на звук, особенно это относится к средним и высоким частотам, но близко - тоже плохо - звук не успеет оформиться в картинку. Большое значение имеет высота АС. Лучше всего, когда в/ч динамик расположен чуть выше уха (но не всегда) - экспериментируйте, выше или ниже сидеть.

Как определить расстояния между АС?

Поставьте запись с хорошей фокусировкой центрального образа - например вокал. Расположите АС примерно на 1,5 – 2 метра друг от друга, чтобы они были направлены в точку немного позади вашей головы. Слушайте, достаточно ли звук сфокусирован. Раздвиньте АС дальше - сантиметров на 30 и слушайте снова и т.д. Когда центр начнет тончать и расплываться и становиться разбросанным, знайте, что дальше раздвигать АС нельзя.

Развязка от пола - самый важный момент при установке АС. Самое главное, что дает жесткая установка колонок, - это четкая фокусировка, ясность, детальность, слитность, хорошо тикулированный бас.

Чем дороже ваша система, тем больше требований к установке АС.

Особенности АС с узким корпусом.

Узкий корпус способствует хорошему воспроизведению средних частот, т.к. чем уже корпус, тем более звук становится всенаправленным. Если АС с широкой диаграммой направленности (узкий корпус) расположить в «звонкой комнате», то тембр ее звучания будет сильно искажен. Узкий корпус и небольшие динамики приводят к нехватке телесности и образности. Такие АС надо размещать подальше от отражающих поверхностей.

Особенности АС с широким корпусом.

Счастливый побочный эффект от узкой направленности высоких частот - уменьшаются побочные отражения от близких поверхностей, минимизируя первичные отражения, которые влияют на звуковую картинку. Широкие передние панели и неглубокие корпуса - залог наиболее правильных характеристик направленности и сбалансированности низких частот диапазона в условиях реального помещения прослушивания. Если АС имеют узкую направленность, а акустика комнаты глуховата - вы услышите собственно звучание АС.

Как же достичь подобных результатов в обычной комнате 4*6*2.7 метров? (почти стандартная российская комната)

Вы должны разместить ваши АС так, чтобы сначала прямой звук достиг ваших ушей, используя при этом абсорбенты (поглотители) в местах первых отражений от боковых стен. А вот позади вас должно быть больше пространства для создания большего звукового поля. Сядьте в кресло. Попросите кого-либо подвигать зеркало вдоль боковой стены. Когда вы увидите отражение АС в зеркале - это первая точка, откуда последуют ранние отражения. Звук отражается, как и свет. В этом месте и надо разместить поглотитель. Сядьте на расстоянии 20-30 см от задней стены. Не помещайте никаких поглощающих материалов позади головы. Там могут быть только рассеивающие звук материалы.

Помещайте в углы комнаты поглощающие материалы. Другие меры - мягкие кресла, цветы, статуи и т.д. Они также будут рассеивать или поглощать вторичные отражения. Очевидно, что эти предметы не будут так же эффективны, как специзделия, но это - шаг в правильном направлении.

Помните, что любая рекомендация - только начало для эксперимента, поэкспериментировав как следует, вы добьетесь желаемых результатов!!!

Оригинал статьи на www.tophi-fi.ru



Яндекс.Метрика