телефон (495) 231-3586 факс (495) 306-7687

Акустические кабели и их значение в звуке.

ГлавнаяСтатьиОбзоры и статьиАкустические кабели и их значение в звуке.
Акустические кабели и их значение в звуке.

Имеет ли большое значение качество акустического кабеля, какой кабель лучше, дорогой или не очень? Именно такие вопросы в большинстве своем многие задают на форумах. В этом ключе я могу скзать лиш то, что качество кабеля в аудиофильском смысле этого слова, как правило, имеет некоторое значение на качественной аппаратуре.

Имеет ли большое значение качество акустического кабеля, какой кабель лучше, дорогой или не очень? Именно такие вопросы в большинстве своем многие задают на форумах.

Итак, начнем с главного - имеет значение собственно проводник, навивка жил в случае комбинированной конструкции кабеля...

Тем, кто считает, что "чем толще кабель, тем лучше", я отвечу, что лучше именно разумный здоровый оптимум, а емкостные и индуктивные свойства кабелей меняются при значительном увеличении диаметра. Если считать кабель линейным элементом цепи, то, конечно, все в порядке, но все же акустический кабель точнее будет считать четырехполюсником, фильтром с распределенными параметрами.

Скептикам, справедливо вспоминающим при этом о спутниковых кабелях с низкими потерями и о соответствующих частотных диапазонах, где эти потери являются значимыми, будет интересно узнать и о некоторых особенностях физиологии слухового аппарата - он способен уловить смещение барабанной перепонки на глубину, меньшую, чем диаметр водородного ядра! Интересно и то, что зачастую слушатель, с одной стороны, способен проигнорировать очень высокие уровни искажений исходного сигнала (гармонические низших порядков), с другой - способен уловить их при значениях, зачастую недоступных приборам, в отличие, скажем, от видео. Если говорить об органах чувств, то динамический диапазон, доступный уху - 135 дБ - можно сравнивать только с обонятельным аппаратом, настолько же чувствительным.

А вот длина кабеля действительно, чем меньше, тем лучше - при этом и индуктивность и емкость кабеля снижаются, меньше влияние на звук, легче работать усилителю, меньше потерь. Многие изысканные и очень дорогие кабели с большой толщиной (или ленточные) могут заметно искажать звуковой сигнал, поэтому иногда с такой же вычурной аппаратурой для снобов они могут давать различные интересные эффекты, которые могут быть приняты иногда и за заметное улучшение - "звук заметно изменился, стал другим и следовательно если это связано с установкой очень дорогого кабеля, то, наверное, улучшился". Простой расчет на психологию покупателя, часто используемый прием в торговле.

Кабели с минимальным влиянием на сигнал чаще всего стоят относительно недорого, но все же цена заметно отличается от стоимости трансформаторных или проводов от стиральных машин.

Для ВЧ-громкоговорителей, как правило, лучше подойдет одножильный, относительно тонкий OFC (можно и серебрянный, хотя в смысле проводимости разница копеечна, чего не скажешь о стоимости) провод (например, 0,5-1 мм2), здесь важна равномерность кристаллической решетки, для НЧ-диапазона достаточно толстый и, скорее всего, многожильный (меньше нарушается при изгибах кристаллическая решетка, меньше неоднородность, меньше нагрев) кабель (например, сечением 2-3 мм2 или чуть больше, для передачи тока, допустим, до 5А и нижней эффективной частоте 30 Гц), для СЧ же лучше выбрать золотую середину.

Все это имеет большое значение при подключении Bi-Amping, когда между выходными клеммами усилителей и самими динамиками ничего нет, а усилитель используется многополосный с кроссовером на входе. В случае использования пассивных фильтров между усилителем и многополосной акустической системой (типовая схема подключения) влияние акустических кабелей становится мизерным - фильтры вносят намного больший вклад в искажения сигнала, особенно, если эти фильтры высоких порядков, хотя характер искажений и различается.

Также, имеет смысл избегать использования кабелей из неоднородного материала, например, медных посеребренных кабелей. Но мы говорим именно о снижении влияния этого звена тракта на звук. Лучше, если кристаллическая решетка является однородной.

Стоит помнить и о том, что даже качество соединений (не забываем про значительные токи в выходном звене тракта) обычно является уже более критичным, чем сам кабель. Кроме того, на выходе недорогих усилителей (например, в составе музыкальных центров) могут стоять дополнительные элементы для повышения стабильности работы усилителя и препятствующие выходу усилителя в нештатный режим или из строя - небольшая, включенная последовательно выходу индуктивность (снижающая риск самовозбуждения) и/или параллельно выходу небольшая емкость, шунтирующая выходные цепи. Эти элементы также могут нивелировать зависимость от акустических кабелей.

По материалам www.n-audio.com/articles/



Яндекс.Метрика